Заметки Ильи Страйко́ва

Основатель и техрук в Кодельной, помогаю бизнесу с дизайном и разработкой. Живу в Калининграде.

Домашняя страница • Читаю почту ilya@straykov.ru

Кодельновский стандарт именования файлов

Это такая специальная заметка, в которой я рассказываю о том, как назвать файл так, чтобы я не злился и чтобы на него потом было удобно ссылаться. Это справедливо для джипегов, которые утверждаются у арт-директора и показываются клиенту. Скетч-файлы называются просто project.sketch, а всё разделение на страницы и версии — внутри файла (есть исключения, но они пока не важны).

Смотрите, тут всё просто:

Дата. День и месяц показа. Если это будет день создания файла — всё нафиг запутается.

Проект. Общепринятое название проекта — как чатик к Слэке.

Часть. Страница или важное состояние. Важное состояние — это, например, попап, который блокирует экран. А открытый дропдаун — неважное, такое мы маркируем модификатором.

Модификатор. Все части названия отделяются дефисом, а модификатор (по аналогии с БЭМом) — двумя подчёркиваниями. Используется, чтобы показать состояние или, что бывает чаще, вариант существующей страницы.

Номер подхода к снаряду. Не всё получается сдать сразу: 2503-kadet-main.png, 2503-kadet-main-2.png, 2503-kadet-main-3.png.

Закрепим:
— Вот поиск: 1801-bilux-search.png
— Ага. А выдачу без результатов дорисуй?
1801-bilux-search__empty.png
— Пасиб

— Вик, цитаты вместе со всем остальным покажешь?
— На: 2102-nen-article-4.png
— <3

Ещё рекомендую пользоваться правильным способом показывать картинки.

Что касается аутлайна

Предостерегаю от ошибки тех, кто использует Инитум в своих проектах.

У некоторых ХТМЛ-элементов есть аутлайн: такая уродская голубая подсветка (или как там ваш браузер это показывает) вокруг поля. Я убеждён, что в настоящих сайтах для людей её использовать нельзя и она существует только как напоминание — «эй, не забудь полям состояния сделать». К сожалению, многие думают, что это что-то готовое и нормальное — ну и выпускают сайты.

input, textarea, button {
  outline: none;
}

Чтобы случайно не упустить этого, я отключил аутлайны в дефолтных стилях Инитума. В собственных проектах или в Кодельной мы никогда не выпустим формы без состояний. К большому сожалению, не все такие внимательные, как мы.

Так вот. Ребята! Посмотрите, что происходит у вас на фокусе и не забудьте застилить свою замену аутлайну. Запишите в чеклист куда-то себе, бумажечку на монитор приклейте. За своими-то я услежу, а у вас может случайно выпуститься сайт с косячной доступностью (придёт Вадим Макеев и наругает).

Не болейте.

Конспект лекции Быстроновского об интересе и важности

Лекция была полтора года назад, я ходил в черновик всё это время, чё-то там помечал и дописывал — и мучал бы его дальше, но через несколько дней буду в Минске снова на Людвиге, так что пора освободить место для нового бесконечного черновика.

Иногда мне хватает просто опорных фраз, поэтому со стороны может выглядеть как бред — если боитесь такого, посмотрите как вычёсывают рысь. Если не боитесь — вот позапрошлогодний конспект лекции для менеджеров.

«Интерес и важность», 22—23 августа 2015, Москва

«Закрой ноут и слушай папу», — Лев Пикалёв

Вероятность удачи у всех одинаковая. Если две работы в год — то удача может посетить, а может и нет. А если делать дофига проектов, то удача ловится проще.

Чтобы научиться делать — надо просто делать.

Но есть ребята, которые много делают, но не становятся молодцами.

Баскетбол (не смотри на мяч). Знания о дизайне (очень быстро стухают, кроме знания о теле человека — сначала оно, потом РГБ). Дизайн (как выделить чувака на площади — пусть просто все от него на 50 метров отойдут). Переговоры ( — А что важное? — А мы про это не думали). Бюджет (сберегать немного денег каждую неделю, чтобы через какое-то время оставалось на то, что не очень горит). Время (самое важное для менеджера — ясная голова, надо смотреть не на мяч, а на площадку).

Все реагируют на шум. Люди им заняты. В переговорах важное умение — прервать неважную бубнёжку, например. Письмо из пяти абзацев надо переписывать.

Решая задачу клиента, можно решать какие-то свои проблемы, идти к своей цели. Важные собственные штуки. Неплохо знать, что важно для меня лично. Важное всегда неочевидно. Искажение пространства своими важными штуками. Система искажений. Пузырь такой вокруг себя.

Враг шума — ритм. Отстукивание ритма в мире шума.

Макдональдс — мир чеклистов. Это круто — в аэропорту, ВПП. Но есть противоположная система — ручной режим. Нужно брать на работу тех, кто не может пройти мимо девяти бокалов, два из которых стоят криво.

Но отстукивать можно по-разному и слушать тоже. Кто-то хуёво стучит. Ритм иногда плохо доходит до людей. Нормальная тема недостаточно хорошо артикулирована.

Нельзя отстукивать ритм, пропадая из поля зрения людей. Нельзя рассказать, как жить, потом пропасть на три года, потом вернуться. Всё будет хуёво. Потому что люди каждый день слышат шум.

Шум размывает всё. Прочёл книгу — через год не помнишь нихера. Нужно перечитывать ещё раз, по разу в год — отстукивать ритм.

Регулярность важна. Ведение бюджета очень помогает в прокачивании регулярности. Важна не возможность что-то купить, а важно при мысли купить блютус-колонку спасать джинсы. Купить, отложив. Игра про проживание недели на какую-то сумму. После этого запросто можно научиться делать свой сайт четыре раза в неделю, регулярно.

Ясная голова. Важно прийти в себя, в спокойное состояние — поспать, погулять, покурить. Нужно определить индикаторы усталости и бешенства. Нет ни одного письма в мире, которое нужно написать десяти адресатам одновременно. Делать проекты так, чтобы можно было подождать два часа.

Работа руководителя — отбивать ритм, а не создавать шум.

Но тут раз, блять, и Игра престолов на всю ночь, сезон. Чего-то не хватает. В игру вступает интерес. Нужно, чтобы проекты было интересно делать. Если участвовать в какой-то деятельности, которая неинтересна, надо понимать, что это сольётся. Обычно не учитывается интерес команды, которая будет делать проект. Это проёб.

— А что переделать, чтобы стало интересно? А что тебе обычно интересно?

Нужно найти своё топливо. На топливе, полученном за три охуенных дня можно прожить четыре-пять недель. Делают, не для того, чтобы в портфолио была карточка, а по какаой-то личной причине, чтобы в процессе что-то получить. Интерес может возникнуть и без какой-то «фишки».

Интерес — очень ценный ресурс. Навязать интерес нельзя. Нужно, чтобы людям было интересно вместе со мной работать. Интерес связан с подкреплениями и победой. Внезапные наказания убивают волю, интерес и желание жить. Как только в системе появляется интерес, она становится осмысленной. Умирает интерес — важность идёт под откос. Надо всё переформатировать и перезапускать. Задача вывести из зоны комфорта — тупая. Надо вывести куда-то.

Книга «Поток».

Держат ли людей на работе деньги? Нет. Только тех, кого прут деньги.

Интерес можно создать ограничением. Ограничения нужны, чтобы человек не развратился и что-то сделал.

В мире без целей можно жить в танце. Просто нравится. Нравится танцевать дизайн. В танце цели не ставятся, правил нет.

В больших организациях много шума, потому что людей дофига и их никто не пропалывает.

Важность уступает интересу. Шум, ритм, важность, интерес — система. Цели и танец — личные штуки, чтобы было хорошо.

В дизайне можно использовать ритуалы. Быстрые проекты нужны для изменений в голове — маленькие победы важны. Если вещь не работает, не важно, сколько времени на неё потрачено — надо выкинуть.

Похуизм — не делиться сомнениями.

Официальное образование нужно для уверенности. Разница между образования с бумажкой и любого другого — в голове студента.

Задача артдира — поощрять дизайнера продолжать придумывать странное. Важно уметь поддувать костёр интереса. Сарказм, высмеивание и подтрунивание не работают. Мутационный идеемёт. Задача на пределе выполнения, но выполнимая.

Забыть упомянуть человека — пиздец. Дизайнеру важно не то, что нашлось решение, а то, что его нашёл он

Обязанность старшего в конторе — не пускать мудаков.

Тех, кто наводит шум и свои другие ценности — не важны скиллы, профессионализм и другое. А то наведут шизофрению.

Заебись дизайн — когда начинается с админки. Сразу выдача настоящих данных. Решения и гипотезы пока ещё никакой нет, а сайт уже есть.

Для Людвига самый важный проект — /e/ в урле студии вместо и вместе с /everything/. Лебедев делает дизайн из умения раскладывать по полочкам. Людвиг делает дизайн из рефлексии.

Собственный велосипед

Раньше, когда жил в Москве, пользовался прокатными великами и постоянно думал, как было бы клёво завести свой.

В Калининграде с покатом всё плохо: тут есть маленькая сеть, работающая каким-то чудовищным образом. Никаких автоматических станций и оплаты из приложения. Налик и ключ к замку. В общем, к апрелю я не выдержал и купил такую штуку:

Покатался с убывающей интенсивностью пару месяцев и забросил на чердак. А потом вообще продал. Оказалось, что Калининград — худший город для того, чтобы ездить по нему на велосипеде. По дорогам ездить стрёмно: тут водители не привыкли, что кроме них может быть кто-то ещё — небезопасно, короче. А по тротуарам не поездишь даже не из-за того, что так нельзя, а потому что на них война прошла не 70 лет назад, а позавчера.

Короче, следующий велик куплю, когда буду жить где-то ещё — с нормальными дорогами и адекватными водителями.

Как сделать сайт бара «Ельцин» охуенным

В Калининграде есть бар. У бара есть радио, которое в нём играет. А ещё сайт, где его можно послушать из дома, больше ни для чего он вроде не нужен:

Часть кранов постоянно меняется: было бы круто заранее знать, появилось ли что-то интересное на пробу или клёвое пиво, пропавшее три недели назад. Хочется, чтобы напротив доски висела камера и вещала на сайт. А плееру не помешает добавить шазамности:

— О, там шоколадный стаут появился, пошли в бар?

Всегда плати зарплату

Вы, наверное, знаете про принцип «сначала заплати себе». В случае жопы подразумевается, что начальник должен заплатить себе, чтобы смочь вырулить из трудной ситуации, а команда подождёт. Это фигня.

Я всегда плачу зарплату: если всё хорошо, если клиент задерживает, проект умер на полпути или даже если я недоволен работником (ужасное слово, простите) и очень хочу не заплатить. Если отойти от этого принципа, очень быстро станет не с кем работать — люди тихо пообижаются и разойдутся, а новых будет найти сложно и дорого.

Если всё же что-то пошло не так и зарплата задержалась на несколько дней, я предложу прибавку за ошибку. Чаще всего ребята от неё отказываются, но её наличие крайне важно для сохранения отношений и доверия.

Знаю несколько студий и команд, в которых регулярно задерживают деньги. Это грустное зрелище, когда вместо работы обсуждают, какой начальник мудак и где бы полевачить по ночам или занять. Старайтесь избегать таких мест.

Всегда плати зарплату.

Гданьск в ноябре 2016

Это рассказ и фотки о том, что было бы, восстанови Кёнигсберг не рукожопы, а более-менее нормальные люди. Центр Гданьска (Данцига) был так же разрушен почти полностью, но в пятидесятые-шестидесятые вполне прилично восстановлен.

Необходимая ремарка: в городе не замечено ни одного вейпшопа или вейпера. Наверное, это что-то говорит о месте. Или не говорит.

В целом чё-то такое:

Современные здания в центре пытаются не сильно выделяться:

Знаки, таблички и люки:

Клёвый собор. С виду небольшой, но на колокольню охуительно долго подниматься:

Два раза надо пройти 120 ступенек по вот такой вот жести, шириной в полтора человека (не считая основной большой лестницы). Ужас клаустрофоба:

Сверху хорошо видно, где заканчивается ровный восстановленный центр и где начинается унылое что-то (назовём это Калининградом):

Есть «Европейский центр солидарности», он хороший:

Больше всего понравилась панель с фотографиями убитых милицией людей, закрытая толстыми деревянными крышками. Чтобы посмотреть, прилагаешь усилие:

Идёт год божьего милосердия. В следующем году бог милосерден не будет, сорян:

Весь русский текст (его буквально два с половиной слова на весь город) написан почему-то Комик-сансом:

Если немного отойти от центра, начинается разруха и уныние:

Ночью очень мило:

А потом наступила зима и я вернулся домой в тёплый халат и мягкое крутящееся кресло.

Живой подкаст

Я тут заметил одну штуку и зачем-то хочу ею поделиться.

Радио-Т — отличный пример живого подкаста. Когда слушаешь его, появляется ощущение, что сидишь в компании друзей. Видимо, дело в том, что он почти не редактируется. Проблема в том, что он почти бесполезный. Разговаривают какие-то заоблачные ребята о космических вещах.

Другое дело — подкаст Веб-стандартов. Ребята рассказывают о полезных штуках. Беда в том, что они общаются так, что кажется: час подкаста — это несколько десятков кое-как склеенных фраз. Нет ощущения разговора, поэтому слушать его тяжело. Но нужно. Но тяжело.

Надеюсь, через пять лет сидения в подкасте вебстандартовцы будут такими же клёвыми, как Радио-Т.

Кстати, посоветуйте подкаст?

Наболело

У меня есть два десятка черновиков заметок про разные ситуации из прошедших и текущих проектов. Я пишу их прям по горячим следам — одну только что написал.

Публиковать их сразу нельзя: клиент обидится, расстроятся коллеги, кто-то приедет набить лицо.

На каждую у меня заведено событие в календаре — опубликовать через год. Тогда будет безопасно, но мне уже не захочется. Пар вышел, никто не пострадал :-)

Инитум

В основе фронтендовых проектов Кодельной лежит Ини́тум — шаблон для быстрого старта вёрстки. Без него было бы грустно и медленно.

На скриншоте — первый запуск версии 2015 года. Сейчас работает pug-шаблонизация

Первую версию я собрал в 2014 году, когда работал в Неткэте. А сейчас Инитум наконец-то допилен до такого состояния, что его не стыдно показать вам и предложить начать использовать в своих проектах.

Посмотреть на Гитхабе

Расскажу прям одним абзацем буквально, чё там. Шаблоны верстаются в pug-файлах — это бывший Jade. В стилях — PostCSS с минимальным набором плагинов. Пока нам нужны только вложенность и переменные. Исходные файлы живут с расширением .pcss, чтобы можно было отличить от боевых и заставить джейтбрейнсовские программы считать его SCSS-ом. Babel, конечно же. Для ретроградов — jQuery. Работает сбрасывалка кэша для стилей и скриптов. Картинки сжимаются.

Попробуйте и приносите пул-реквесты (там как раз туннель в интернет не всегда стабильно работает). Расскажите потом, если сделаете проект на основе Инитума. Или напишите мне письмо и приходите работать.

Спасибо Кириллу Чернакову, Олегу Алешкину, Алексею Чикину, Арсению Максимову и Ване Клименко.

Ctrl + ↓ Ранее